Перестаём поддерживать Internet Explorer.
Другие браузеры работают стабильнее.
Павел Воронин (ПАО «МТС»): «Для построения инфраструктуры пятого поколения отрасли необходимо решить регуляторные проблемы»
В условиях коронавирусных ограничений и миграции экономики в онлайн обществу нужны дополнительные телекоммуникационные мощности. Операторы связи разворачивают новые сети на существующей инфраструктуре. 6G будет эволюционным продолжением 5G, также, как и пятое поколение «вырастет» из 4G. Процесс напрямую зависит от распределения частот для стандартов связи. Об этом RSpectr рассказал член правления, вице-президент по технологиям ПАО «МТС» Павел Воронин. По словам эксперта, такой бесшовный переход — без тотальной замены существующего оборудования, как и объединение сервисов оператора в экосистему, позволяет обеспечить и сохранить лояльность клиентов.
RSpectr: По какому сценарию в ближайшие годы пойдет развитие 5G в условиях частотного дефицита?
Павел Воронин (П.В.): Первые сети 5G в России будут разворачиваться точечно. В местах активного потребления данных и спроса на новые цифровые услуги — в первую очередь, в деловых и производственных кластерах, в центрах городов, на объектах транспорта. При этом очевидно, что строительство сетей пятого поколения связи — процесс эволюционный. Стратегия нашей компании предусматривает замещение существующей инфраструктуры LTE высокоскоростными гигабитными сетями 5G Ready. Далее — после решения регуляторных вопросов с частотами — в полноценное пятое поколение связи путем поэтапного внедрения отдельных 5G-решений и технологий.
МТС развивает это направление: с 2016 года провела множество тестов новой технологии, модернизирует существующую сеть, разворачивает пилотные зоны 5G, внедряет нишевые решения. Отмечу, что
СТРОИТЕЛЬСТВО 5G READY НА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПЕРЕЙТИ НА НОВЫЙ СТАНДАРТ БЕСШОВНО, БЕЗ ТОТАЛЬНОЙ ЗАМЕНЫ ОБОРУДОВАНИЯ
Напомню, что МТС развернула в России девять пилотных зон 5G, получила первую в стране лицензию на оказание услуг связи этого стандарта в диапазоне 24,25–24,65 ГГц и совместно со Сколтехом участвует в проектах по испытанию и созданию оборудования для сетей пятого поколения на основе международных открытых стандартов радиодоступа Open RAN.
Павел Воронин,
вице-президент по технологиям МТС, член правления ПАО «МТС»
Окончил механико-математический факультет МГУ.
RSpectr: Россия, как и другие страны, уже третий год ведет исследовательские работы по 6G. Первые отечественные IT-решения созданы в Сколтехе. Как Вы оцениваете перспективы российских разработчиков в этой области?
П.В.: Исследования по теме 6G в России можно приветствовать и необходимо поддерживать. МТС пока не привлекали к исследовательским работам в этой сфере, поэтому комментировать это можно после детального ознакомления с работами и разработками.
На наш взгляд, 6G будет эволюционным продолжением 5G. Поэтому отрасли и операторам связи сначала необходимо решить регуляторные проблемы, построить инфраструктуру пятого поколения и реализовать на ее основе бизнес-кейсы.
Перескочить сразу через стандарт будет технологически сложно, а до момента утверждения 6G пройдут годы
RSpectr: Операторы связи сегодня делают ставку на искусственный интеллект (ИИ). Что нейросети способны дать бизнесу — в прикладном ключе и в области исследований?
П.В.: Сразу внесем ясность. ИИ и нейросеть не тождественные понятия. Глобально, технологии ИИ используются в самых разных областях: для поддержки бизнес-решений и оптимизации соответствующих процессов, в рекомендательных и персонализационных сервисах, для распознания лиц и объектов — от систем безопасности до производства и многое другое. И эти задачи несут вполне понятный прикладной смысл — с точки зрения получения дополнительной прибыли, оптимизации и улучшения клиентского опыта. В свою очередь, ИИ базируется на различных технологиях. Один их класс — это нейронные сети. Они как раз хорошо работают в задачах распознавания.
RSpectr: Каковы успехи МТС по внедрению таких идентификационных сервисов?
П.В.: МТС — один из лидеров внедрения систем распознавания лиц. В частности, портфельной компанией МТС является Vision Labs — признанный лидер на рынке. Конечно, биометрические технологии только развиваются и чем дальше, тем большую роль станут играть в аналитических решениях и улучшении клиентского опыта.
RSpectr: Видите ли Вы опасность в том, что ИИ со временем максимально исключит человека из производственного процесса и сферы услуг?
П.В.: Я думаю, будут области, где автоматизация заменит человека — так же, как когда-то машины на заводах заменили ручной труд. Однако работы от этого меньше не станет. Каждый год появляются новые профессии, в том числе необходимые для создания и использования возможностей систем ИИ. Традиционно в IT существует огромный дефицит человеческих ресурсов.
Поэтому пока я не вижу риска увеличения безработицы —
В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ ИМЕННО ЧЕЛОВЕК БУДЕТ УЧИТЬ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ И ВЫДАВАТЬ ЗНАЧИМЫЕ РЕШЕНИЯ
Возможно, когда-то машины полностью заменят ручной и умственный труд, и людей в будущем ждет безусловный базовый доход, но пока до этого очень и очень далеко.
RSpectr: Вы занимались IT на транспорте. Почему именно эта сфера стала локомотивом цифровизации?
П.В.: Я бы не сказал, что это локомотив цифровизации, хотя, безусловно, в транспортной отрасли есть много интересных решений, а самолеты — это вообще один большой «летающий IoT». Скорее, эта отрасль — просто в силу ответственности — оказалась одной из наиболее готовых к имплементации новых цифровых кейсов. Таким образом и создаются лидеры, в том числе — технологические.
RSpectr: Что Вы думаете о перспективах внедрения автономных авто на дороги общего пользования? Как должна измениться законодательная база?
П.В.: Беспилотные транспортные средства, однозначно, — наше будущее, причем не самое отдаленное. Речь идет в перспективе о десятилетии, не больше. И хотя я не эксперт по законодательству в этой области, но полагаю, что ответственность за поведение на дороге сместится от водителя к производителю автомобиля. И в законе это должно быть прописано. Кстати, еще одна вещь: возложить ответственность на технологии не получится никогда. По закону кто-то должен отвечать — видимо, это и будет разработчик.
RSpectr: В 2021 году представители операторов связи все чаще говорят о потребности в формировании экосистем. Зачем МТС собрала воедино несколько десятков сервисов?
П.В.: Безусловно, компания МТС первой среди телеком-операторов решила строить экосистему, благодаря чему сейчас обладает широким набором интегрированных инструментов и сервисов.
ЭКОСИСТЕМА — НЕ ДОГМА, А ИДЕОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОНА НУЖНА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСШОВНОГО КЛИЕНТСКОГО ОПЫТА
И конечно, такой подход позитивно сказывается и на лояльности клиента, и увеличивает его life time value*.
RSpectr: Есть ли различие между формированием экосистем в России и в мире? Каким компаниям целесообразнее становиться системообразующими — операторам связи, финансовым структурам или кому-либо другому?
П.В.: Я не думаю, что принципиальная разница существует. Да, есть страны, где банки по закону не могут быть телеком-операторами, и наоборот. Но это скорее относится к особенностям местного законодательства. В целом же задача экосистемы — предоставить клиенту лучший опыт, стимулировать его желание пользоваться услугами компании как можно чаще, дать максимальную выгоду — от использования набора продуктов. А откуда экосистема берет начало — от поисковика, производителя техники или банка — не так уж и важно.
RSpectr: Как повсеместная миграция в онлайн из-за пандемии меняет экономику мира и России?
П.В.: Удаленный режим работы, как минимум, влияет на уменьшение разницы зарплат между регионами, столицами, а иногда даже государствами. И это глобальный тренд, как в России, так и в других странах. С приходом пандемии люди во всем мире осознали, что могут работать на крупные предприятия удаленно и получать при этом зарплаты, как если бы они находились в штаб-квартирах.
И все же в удаленной работе есть реальные минусы. Например, сотрудники разных отделов и подразделений вынужденно стали меньше взаимодействовать друг с другом. А это крайне важно — опыт говорит о том, что именно при таком общении возникают многие интересные идеи, придумываются новые технологии и решения. Думаю, что скоро бизнес найдет баланс, но от традиционных форм совместной работы откажутся вряд ли.
*LTV (life time value) — это прибыль компании, полученная от одного клиента за все время сотрудничества с ним.