Перестаём поддерживать Internet Explorer.
Другие браузеры работают стабильнее.
Сегодня в России экосистемы развивают не только банки, хотя считается, что именно они обладают уникальным набором данных для их построения, прежде всего на основе транзакций клиентов. В игру вступают ИТ- и телеком-компании, корпорации, которые рассчитывают предложить новые решения и сервисы на основе собственных массивов Big Data. О глобальных задачах, связанных с подобной технологической трансформацией, а также вызовах экосистемного формата беседуем с Павлом Ворониным, вице-президентом по технологиям МТС (в зону ответственности входит все, что связано с ИТ-стратегией, построением и сквозным развитием ИТ-технологий МТС и эффективной внутренней и внешней информационной средой компании).
Экосистемы — не просто красивый термин
— Павел, несколько лет назад на пике популярности были не экосистемы, а маркетплейсы, в которые, как полагали, превратятся в будущем банки и крупные компании. Сегодня термин забыт. В чем разница, почему выбран экосистемный подход?
— Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что экосистема сегодня — не просто красивый термин, а подход к ведению бизнеса, предполагающий объединение ряда продуктов и сервисов, предполагающий отличную от маркетплейса модель управления бизнесом, иные технологические и организационные решения. Поэтому ставить в один ряд маркетплейс и экосистемы, по сути, неверно. Если маркетплейс — это просто платформа для продажи услуг и продуктов разных участников, в том числе независимых внешних, то экосистема предполагает синергию для достижения большей эффективности и более качественного клиентского опыта.
— По вашему мнению, может ли сегодня крупная технологическая компания (неважно, финансовая, телекоммуникационная и т.д. ) работать вне формата экосистемы? Экосистемный подход — это must-have?— Мне кажется, что крупная технологическая компания может и не быть экосистемой — тому много примеров во всем мире: Nvidia, TSMS, Cisco, Oracle и т.д.
— В рамках экосистемного подхода не утрачивается ли первоначальная ценность услуг компании, ее core-бизнеса?
— Первоначальная ценность услуг является основой, фундаментом для создания экосистемы. Соответственно, экосистема должна только наращивать эту ценность. Но здесь важно не допустить «распыления», когда добавленная стоимость к товарам и услугам выходит на первый план как самоцель, а «фундамент» — размывается. Избежать такой ошибки можно лишь тщательнейшим образом продумывая и последовательно реализуя стратегию развития экосистемы, постепенного вовлечения в нее все новых и новых продуктов, услуг и технологий, когда они воспринимаются клиентом как единое решение — комплекс, на котором стоит устойчивый знак качества.
— Пандемия изменила оценку роли технологий в нашей жизни. Что будет дальше, сохранится ли тренд? Какие изменения произошли (или произойдут) в связи с этим в экосистемах, будут ли они расти?
— Действительно, пандемия выступила дополнительным драйвером развития технологий. Технологии захватывают нашу жизнь и продолжат это делать ещё долгое время. Безусловно, это также влияет на решения по расширению продуктов экосистем и по внутреннему взаимодействию.
— Российский пользователь готов к экосистемному формату взаимодействия? Хочет ли он получать разные сервисы в режиме «одного окна» или предпочитает выбирать услуги у разных поставщиков?
— Пользователь уже хорошо знаком с форматом; он давно использует глобальные экосистемы (например, знакомый всем Google). Получать сервисы в режиме одного окна удобно, но имеет смысл, только если сервисы сопоставимы по цене и качеству с аналогичными сервисами. Обычно у экосистем выгоднее. Также не стоит забывать, что есть уникальные услуги или контент, которые не получишь в одном месте.
— На ваш взгляд, на российском рынке с какими вызовами сталкиваются формирующиеся экосистемы? Какие есть барьеры?
— Вызовов много: начиная от конкуренции конкретных сервисов, заканчивая попыткой обеспечить связанность продуктов, при этом обеспечивая их максимально быстрое развитие. Но при такой задаче, как создание полноценной экосистемы, эти вызовы неизбежны. Скорее стоит говорить о том, какие компании и корпорации готовы с ними справиться, последовательно идти к своей цели. Знаю, что таких предприятий немного в любой стране.
— Технологически есть возможности для формирования экосистем — насколько тут принципиален запуск сетей 5G? Как прогнозируете, насколько пропускной способности этих сетей будет достаточно на горизонте, скажем, 10 лет?
— Знаете, с 5G происходит все то, что происходит со всеми новыми технологиями: сначала они очень долго обсуждаются (а в это время кто-то уже делает пилоты), потом внедряются, и те, кто начал первым, — снимают сливки. Я не Кассандра, на 10 лет вперед загадывать не буду, но 5G — это классная технология, которая даст всем нам новый пользовательский опыт. И в том, что в относительно ближайшем будущем мы с вами увидим ее в действии, я не сомневаюсь.
— Есть ли потребность в развитии новых технологий, квантовых например?
— В развитии новых технологий потребность есть. Более того, уже сейчас квантовые технологии позволяют решать некоторые специфичные задачи, причем намного быстрее традиционных вычислений. Пока этот процесс сосредоточен в лабораториях, но скоро для нас он станет реальностью.
— Несколько лет назад вокруг технологии искусственного интеллекта был настоящий хайп, сейчас все чаще встречается разочарованная реакция. Какое тут будущее, в том числе для телекоммуникационных компаний?
— Сегодня ИИ активно внедряется всеми более-менее здравомыслящими предприятиями. Давно понятно, что это обеспечивает существенный рост эффективности и улучшает клиентский опыт. Разве мы не используем Face ID в телефоне? А разве нет ИИ в поисковиках, в сервисах для просмотра фильмов и сериалов? И телеком, естественно, в авангарде процесса.
— Какие вообще технологии изменят их работу? Какими будут операторы связи через 10 лет?
— Помимо ИИ, есть еще IOT или, например, Edge computing. Технологии непрерывно развиваются, а вот их потенциал различные компании будут использовать по-разному: кто-то будет инфраструктурой, а кто-то — технологичной экосистемой.
— Насколько у телекоммуникационных компаний хороший старт для построения экосистем?
— У телекомов есть все возможности; главное — правильно их реализовать. Сегодня вся жизнь человека в смартфоне, и именно операторы как раз «ближе» всего к этому устройству, обеспечивают его работу...